Техническое обслуживание электротехнического оборудования – основа безаварийного функционирования объектов электрохозяйства. Современные принципы организации сервиса

4 сентября 2017

Автор статьи: заместитель генерального директора АО «НИПОМ», к.т.н., С.В. Голубев
Издание:  НЕФТЕГАЗЭНЕРГОЭКСПЕРТ, информационный тематический бюллетень «Энергетика», выпуск от 04.09.2017 – 10.09.2017  


В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что своевременность и полнота технического обслуживания является основой долговременной и надежной работы любого оборудования и любых механизмов. Четкая организация процесса эксплуатации и соблюдение установленных регламентов технического обслуживания гарантируют стабильное функционирование оборудования с сохранением заявленных технических характеристик в течение установленного жизненного цикла. В разные периоды развития техники, организация системы технического обслуживания строилась с учетом специфических особенностей эксплуатируемого оборудования, но всегда стояла проблема повышения эффективности использования средств, выделяемых на техническое обслуживание и ремонты (ТОиР). Другими словами – каким образом можно снизить затраты, не снижая качества ТОиР?


Принципиально, можно выделить три основных варианта системы ТОиР: 

  • консервативный – при котором весь объем работ по ТОиР выполняется собственным персоналом эксплуатирующей организации и в строгом соответствии с установленным регламентом и актуальной дефектной ведомостью; 
  • прогрессивный – при котором весь объем работ по ТОиР выполняется персоналом специализированной подрядной организации в соответствии с установленным регламентом и актуальной дефектной ведомостью;
  • интеллектуальный – при котором объем работ по ТОиР определяется актуальной дефектной ведомостью, составленной по результатам предсервисного мониторинга и распределяется между эксплуатирующей организацией и специализированным подрядчиком исходя из имеющихся в наличии средств.

Каждый вариант системы ТОиР разрабатывался с учетом технического уровня эксплуатируемого оборудования, требований нормативных документов по эксплуатации и, соответственно, имеет свои достоинства и недостатки. 

Консервативная система ТОиР

Консервативная система ТОиР появилась раньше других и применяется при эксплуатации относительно несложного оборудования. Техническое обслуживание такого оборудования, как правило, не требует привлечения высококвалифицированных специалистов и может осуществляться обученным персоналом эксплуатирующей организации.

Несмотря на кажущуюся простоту, консервативная система ТОиР имеет целый  ряд  существенных  недостатков. А именно:

  • при наличии различных видов оборудования, эксплуатирующая организация далеко не всегда обеспечивала своевременность и качество ТОиР силами собственного оперативно-ремонтного персонала. Поэтому вынуждена содержать отдельный и достаточно многочисленный штат специализированного ремонтного персонала;
  • ремонтный персонал эксплуатирующей организации должен быть обеспечен необходимыми комплектами собственных инструментов, приспособлений и приборов, которые использовались только в период проведения ТОиР;
  • для своевременного материально-технического обеспечения ТОиР также требовался дополнительный штат сотрудников служб снабжения;
  • объем и регламент ТОиР потенциально избыточен, так определялся нормативными документами разработчиков (изготовителей), а также актуальными дефектными ведомостями, составленными по результатам простых обследований (без использования инструментальных методов);
  • объединение функций исполнителя и контролера в рамках единой эксплуатирующей организации затрудняет объективность оценки результатов ТОиР и не обеспечивает гарантийных обязательств качества выполненных работ.

Прогрессивная система ТОиР

Внедрение прогрессивной системы ТОиР позволило значительно сократить штат ремонтного персонала, снизить затраты на приобретение и содержание МТР, ЗИП и приборов, необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту. В прогрессивной системе эти задачи решали специализированные подрядные организации, аттестованные и допущенные к данной деятельности в установленном порядке. Кроме того, прогрессивная система создала определенные предпосылки для улучшения контроля за качеством выполняемых работ и возложения определенных гарантийных обязательств на исполнителя.
 
Но при этом, серьезным недостатком оставался догматический подход к определению объема и периодичности работ по ТОиР, который по-прежнему определялся регламентами разработчиков (изготовителей), а также актуальными дефектными ведомостями, составленными по результатам простых обследований (без использования инструментальных методов).

Интеллектуальная система ТОиР

С разработкой интеллектуальных подходов, появились новые критерии определения объемов работ по ТОиР, основанные на результатах инструментальных диагностических обследований. При этом регламенты разработчиков-изготовителей перестают являться жесткой догмой и переходят в разряд руководства для принятия решения.

Интеллектуальный подход позволил в значительной степени оптимизировать объемы работ и затраты на ТОиР. Но затраты на инструментальное диагностическое обследование зачастую перекрывали достигнутую экономию и не позволяли снизить затраты на эксплуатацию оборудования в целом. Кроме того, результаты инструментального диагностического обследования, проводимого, как правило, за год до проведения ТОиР, зачастую теряли свою актуальность «по сроку давности».

Анализ результатов внедрения интеллектуальной системы показал ее эффективность при организации ТОиР крупного оборудования – электроприводные ГПА, газотурбинные ГПА, поршневые и газотурбинные энергоблоки ЭСН мегаваттного класса, силовые трансформаторы 35-110 кВ и выше.

Но для внедрения интеллектуальных подходов при организации ТОиР современного электротехнического оборудования и энергоустановок низкого и среднего напряжения, особенно с учетом их технической сложности, необходимо решить ряд проблемных аспектов и обеспечить выполнение полного комплекса работ по ТОиР в рамках одного периода. 

В настоящее время, специалистами АО «НИПОМ» разработана и предлагается к внедрению интеллектуальная система централизованного сервисного сопровождения оборудования и изделий, производства АО «НИПОМ». Предлагаемая система по структуре и этапам реализации полностью соответствует интеллектуальной системе ТОиР, но имеет некоторые особенности, учитывающие специфику электротехнического оборудования среднего и низкого напряжения. (Рис.1)

Рис. 1 Основные этапы сервисного обслуживания электротехнического оборудования и изделий энергетического назначения АО «НИПОМ»

Этап 1 «Оценка технического состояния оборудования»

Основывается на актуальных дефектных ведомостях (подготовленных за период, предшествующий ТОиР) и результатах диагностического обследования (проведенного непосредственно перед ТОиР). 

Здесь необходимо отметить, что в периоды между капитальными ремонтами, для подготовки к периодическому техническому обслуживанию вполне достаточно результатов диагностического обследования, проведенного экспресс-методами (тепловизионное обследование силовой части и тестирование микропроцессорной аппаратуры с помощью специальных программ). Квалифицированный специалист с хорошими навыками может провести такой предсервисный мониторинг достаточно оперативно и выдать рекомендованный перечень работ по техническому обслуживанию конкретного оборудования или изделия.

Этап 2 «Уточнение объемов ТО по результатам предсервисного мониторинга и распределение работ между исполнителями (подрядчиком и эксплуатационным персоналом)» 

Этот этап особенно важен в условиях ограниченности лимитов средств, выделяемых на ТОиР. Пример распределения работ по техническому обслуживанию НКУ-0,4 кВ между исполнителями приведен в таблице.

Наименование оборудования. Типовой объем работ Исполнитель
Подряд Эксп-я

1.  Распредпанели 0,4 кВ (распредщиты 0,4 кВ, ЩСУ)

Осмотр на надежность креплений, отсутствие повреждений и загрязнений +
Проверка отсутствия следов перегрева элементов сопротивления, контактов пускорегулирующих аппаратов +
Проверка состояния предохранителей и плавких вставок, замена +
Проверка кабеля заземления распределительного щита на надежность крепления и отсутствие повреждений +
Проверка целостности контура заземления между каждой точкой заземления на распределительном щите и выводом контуре заземления +
Проверка состояния релейной аппаратуры и коммутационных аппаратов +
Очистка наружных частей от пыли и загрязнений, смазка трущихся деталей +
Проверка исправности приводного механизма, механических блокировок +
Проверка состояния коммутационных проводов, кабелей, контактных соединений +
Проверка протяжки контактных соединений клеммных зажимов +
Проверка состояния тепловых реле и их соответствия номинальному току токоприемника +
Проверка работы сигнальных устройств и целостности уставок на реле и других аппаратах +
Проверка функционирования в ручном, автоматическом и дистанционном режимах, с воздействием на все выключатели 0,4 кВ +
Измерение сопротивления изоляции отходящих линий +
Проверка состояния шинок оперативного тока +
Проверка соответствия номинальных параметров автоматических выключателей проектным +
Чистка всех контактных поверхностей +
Проверка идентификационных табличек (должны быть разборчиво написаны, содержать точную информацию и быть надежно закреплены) +
Восстановление поврежденной окраски и необходимых надписей +
ТО устройств РЗА +
2. Шины сборные и соединительные 0,4 кВ, шинные сборки
Проверка соответствия установленного в распределительном щите оборудования исполнительным схемам и их корректировка +
Контроль соответствия сечений шин фактическим нагрузкам +
Отключение секции шин РЩ 0,4 кВ и вывод из эксплуатации для проведения ТО +
Осмотр и проверка состояния заземляющих проводников и точек их присоединения к оборудованию +
Осмотр и устранение видимых повреждений шинного моста 0,4 кВ распределительного щита +
Проверка отсутствия признаков нагрева контактных соединений и шин +
Очистка аппаратов внутри распределительного щита от пыли и загрязнений +
Осмотр состояния концевых кабельных разделок +
Проверка наличия соответствующих надписей маркировки, знаков безопасности на оборудовании и их восстановление +
Проверка фактических токовых нагрузок на присоединениях +
Проверка затяжки всех контактных соединений шин и шинных сборок +


Приведенный пример показывает, что при необходимости эксплуатирующая организация может собственными силами выполнить до 50% объема работ по техническому обслуживанию данного электротехнического оборудования. При этом не требуется применение специальных приборов, оборудования и приспособлений.

Этап 3 «Уточнение сметной стоимости подрядных работ по итогам 2-ого этапа»

Здесь пояснений не требуется. Пример показывает, что эксплуатирующая организация может регулировать объем и стоимость подрядных работ в достаточно широких пределах.


Этап 4 «Выполнение согласованного объема работ»

Каждый исполнитель отвечает за своевременность и качество выполняемых работ.


Рис. 2  Сервисное обслуживание НКУ 


Этап 5 «Диагностическая оценка результатов ТО»

Аналогично предсервисному диагностическому обследованию, с помощью экспресс-мониторинга фиксируется динамика изменения технического состояния оборудования и оцениваются результаты ТО.

Этап 6 «Документальное оформление результатов ТО. Подготовка рекомендаций по поддержанию технического состояния оборудования»

На этом этапе рекомендации сервисной организации являются элементом подготовки следующего ТО, особенно если планируется замена ненадежных или выработавших свой ресурс элементов.

Какие преимущества имеет предлагаемая интеллектуальная система сервисного сопровождения?

1. Проведение предсервисного экспресс-мониторинга позволяет актуализировать и оптимизировать объем работ по техническому обслуживанию оборудования, соответственно – сократить время и затраты на ТО.

2. Рациональное распределение объема работ между подрядчиком и эксплуатирующей организацией, квалифицированное планирование очередности выполнения работ, позволяет заблаговременно подготовить оборудование к проведению технического обслуживания и также сократить время и сэкономить средства на проведение ТО.

3. Эксплуатирующей организации не требуется тратить средства на приобретение дорогостоящего оборудования, приборов и приспособлений, а также штат специально обученного персонала для выполнения технически сложных работ.

4. На основании результатов предсервисного и постсервисного мониторинга формируется база данных, которая позволяет оценить динамику изменения технического состояния оборудования в процессе жизненного цикла, своевременно выявлять стареющие и требующие замены элементы.

5. Эксплуатирующей организации не надо заботиться о  материальном обеспечении работ. Обеспечение расходными материалам и комплектующими изделиями для проведения ТО хотя и входит в стоимость работ, но является обязанностью Исполнителя. При этом Исполнитель несет соответствующие гарантийные обязательства за качество поставляемых материалов и изделий.

6. В предлагаемой системе предусматриваются соответствующие гарантийные обязательства исполнителя за качество выполненных работ. Для сведения – на работы, выполняемые специалистами сервисной службы АО «НИПОМ», дается гарантия на период до следующего ТО. Фактически, если сервисное обслуживание оборудования осуществляется персоналом АО «НИПОМ» по долгосрочному договору с соблюдением межрегламентных периодов, данное оборудование имеет пожизненную гарантию.

7. Рекомендации Исполнителя, выданные по результатам ТО, также являются элементом гарантийных обязательств сторон. Если неисполнение рекомендаций явилось причиной отказа или аварии на оборудовании, то ответственность ложится на эксплуатирующую организацию. Но, если произошел выход из строя какого-либо элемента, своевременная замена которого не отражена в рекомендации, то поставка и замена данного элемента являются ответственностью исполнителя и осуществляются за счет Исполнителя.

8.  Логично, что из пункта 7 вытекает заинтересованность Исполнителя в заблаговременном создании оперативного запаса комплектующих изделий.

9. Своевременная замена, в рамках ТО, стареющих комплектующих изделий позволяет поддерживать работоспособность изделия в течение всего срока службы на достаточно высоком уровне. И если это подтверждается результатами мониторинга, то создаются реальные предпосылки к продлению ресурса оборудования «по техническому состоянию».

Необходимо отметить, что создание и внедрение такой системы требует от Исполнителя немалых затрат на подготовку специалистов сервисных бригад, на материально-техническое оснащение бригад. Потребуется время на организацию взаимодействия с эксплуатирующими организациями.

Однако, учитывая постоянно растущий уровень сложности электротехнического оборудования, именно такая интеллектуальная система сервисного обслуживания позволит гарантировать стабильное и безаварийное функционирование оборудования в течение всего периода эксплуатации.


 

подписаться на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе актуальных новостей, анонсов мероприятий и полезной информации, касающихся компании "НИПОМ" и ее продукции